Мультимедийные сети и домашние кинотеатры стали частью нашей жизни. Это многогранная и сложная тема, поэтому сегодня мы лишь вкратце расскажем об особенностях этих систем. Что такое домашний кинотеатр...
Мультимедийные сети и домашние кинотеатры стали частью нашей жизни. Это многогранная и сложная тема, поэтому сегодня мы лишь вкратце расскажем об особенностях этих систем.
Что такое домашний кинотеатр и домашняя мультимедийная система? Из чего состоит эта система, какие из устройств являются обязательными и какие дополнительными?
Подобно тому, как тяжело определить границы функционала современного мобильного телефона, сложно определить и границы функционала того, что мы называем домашней мультимедийной системой. Вы можете смотреть кино, слушать музыку, выходить в интернет, оперировать данными своей домашней компьютерной сети и всех мобильных устройств в доме, общаться в мессенджерах или Skype, смотреть фото, работать с документами и даже получать сводки с бирж. Все что угодно. Притом делать это можно в нескольких помещениях независимо, управляя всей техникой с собственного смартфона.
Разумеется, мы не говорим, что мультимедийной сетью можно заменить систему умного дома, вовсе нет. Она не сможет раздавать сигналы климатическим установкам, котлам, системам безопасности и энергоснабжения, воротам и пр. И уж тем более не сможет собрать с них данные и нужным образом их интерпретировать. Но эта технология вполне способна сделать быт существенно увлекательнее и удобнее, а благодаря эластичной ценовой палитре решений она вполне доступна широкому кругу потребителей.
Так сложилось, что домашний кинотеатр (далее ДК) зачастую становится центром гостиной и лицом такой домашней мультимедийной системы. Оттого и внимание потребителей, в основном, сфокусировано именно на этом компоненте. Но, как мы уже упомянули, границы функционала современной техники настолько размыты, что невозможно определенно сказать: это - аудио система, это - телевизор, а это - компьютер. Домашняя мультимедийная система есть симбиоз различных по своей сути электронных приборов, а их взаимодействие - это настоящее и будущее, которое незаметно вошло в наш быт, и изменить этот тренд уже нельзя. Пожалуй, благодаря этому наша компания, начав, по сути, с установки hi-fi/hi-end аудио/видео техники, сегодня глубоко погружена в IP технологии, создание малых локальных Ethernet сетей и пр.
С чего начинается создание проекта, и на каком этапе он должен разрабатываться: до начала ремонта, или мультимедиа систему можно внедрить уже после того, как основные отделочные работы закончены? Можно ли уйти от проводных технологий?
На нашем рынке все и всегда начинается с клиента. Перед тем как определить, какие компоненты будут входить в систему, необходимо выяснить, что клиент хочет получить в принципе. Важно все: функционал, внешний вид, степень интеграции в систему управления, иногда личные предпочтения в брэндах и т.д. Эта, казалось бы, простая задача никогда не решается быстро, поэтому работу специалиста тут нельзя недооценивать. Большинство по-настоящему качественной техники невозможно увидеть на прилавках крупных ритейлеров электроники и еще сложнее превратить набор такого оборудования в слаженную и надежно функционирующую систему.
После того как основной функционал определен, разрабатывается топология будущей мультимедийной системы и проект слаботочных сетей, который позже должен пройти согласование в эксплуатирующей организации или архитектурном бюро. Вполне очевидно, что делать это все нужно на самых ранних стадиях ремонта или строительства, так как слаботочные сети, наравне с силовыми, закладываются в стяжки пола и стены.
Миф же о том, что можно все передавать посредством беспроводных технологий – к сожалению, только миф. Да, эти технологии в некотором объеме позволяют уйти от проводных соединений, но здесь есть существенные ограничения по качеству передаваемого контента. Современные форматы высокого разрешения аудио/видео настолько объемны, что ни один бытовой прибор беспроводной передачи данных просто не в состоянии корректно транслировать такой поток данных в секунду. Появление же в нашей жизни таких форматов как 3D и 4К, а в будущем и их синтеза, вообще ставит под сомнение саму идею «воздушной» передачи данных. Возможно, это когда-нибудь изменится, но сегодня таких технологий на широком рынке нет.
Поэтому мы устанавливаем проводные системы: это на 100% надежно и полностью отвечает самым современным требованиям к качественной передаче контента.
В наше время, с учетом всех технических достижений последнего времени, какие устройства наиболее часто становятся базой для домашнего кинотеатра: телевизоры ЖК, плазменные панели или проекторы? Какие преимущества и недостатки есть у каждого из этих вариантов?
Действительно, на рынке существует несколько конкурирующих технологий, и каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Например, плазменные панели значительно выигрывают в цветопередаче, яркости и контрасте, но в тоже время недолговечны и имеют определенную специфику в эксплуатации (требования к установке, нежелательны статичные картинки и т.п.). Возможно, благодаря именно невысоким потребительским свойствам мы и наблюдаем закат эры «плазменной» технологии.
ЖК-панели, напротив, не обладают таким большим запасом цветов, и значения динамического контраста у них чуть ниже, чем у плазменных панелей. Но они долговечны, потребляют значительно меньше энергии, не имеют жестких ограничений в установке и гораздо компактнее, чем плазменные. Поскольку достаточно высокое качество картинки сочетается с высокими потребительскими свойствами, а стоимость квадратного дюйма изображения сравнительно невелика, ЖК-технологии наиболее популярны в настоящее время.
В будущем мы надеемся увидеть развитие технологии лазерных экранов, которая потенциально способна превзойти по качеству картинки плазменные панели.
Проекторы — это немного другое. Основное преимущество здесь – большие диагонали при сравнительно высоком качестве изображения. Цветопередача проекционных систем, как правило, сопоставима с ЖК-дисплеями, а вот значения контраста значительно ниже. Важной особенностью этой технологии можно считать зависимость всех важнейших характеристик изображения от общей освещенности в помещении. По потребительским же свойствам проекционные системы хоть и не так прихотливы, но требуют периодического обслуживания. К тому же, при создании такой системы следует обратить особое внимание на организацию питания проектора.
Наша компания в большинстве случаев работает на рынке обустройства городской недвижимости, и в квартирах клиенты предпочитают использовать для ДК зону гостиной. Здесь сложившимся трендом можно считать ЖК телевизоры с диагоналями 50-75”. В загородных домах, как правило, под ДК отводят отдельное помещение, где есть возможность использовать диагонали экранов до 154”, поэтому в данном сегменте проекторы не имеют конкурентов.
Сейчас почти у каждого телевизора есть usb-выход, к которым можно свободно подключить флешку или жёсткий диск. Тогда зачем нужна система, чем она лучше?
Ответ на этот вопрос стал бы хорошей темой для отдельной статьи, здесь же обсудим это в общих чертах.
Разъем USB – всего лишь дополнительная возможность оперировать контентом с переносного накопителя. Разница же, о которой идет речь, лежит принципиально в другой плоскости - в корректном преобразовании этого контента в видео- и аудиосигналы.
Дело в том, что любой производитель телевизора борется за своего покупателя по всем законам рынка. Известным маркетинговым ходом является предоставление потенциальному клиенту дополнительных функций (добавленной ценности) якобы бесплатно. Вспомните «магазин на диване», у этих ребят весь маркетинг построен на этом. В нашем примере производитель телевизора намекает клиенту: «Тебе больше не нужно тратить деньги на покупку проигрывателя, просто вставь переносной диск и смотри все, что хочешь». Но правда в том, что это лишь имитация полезной функции, ведь в противном случае такая бизнес модель не может быть дееспособной. Вступать в конкуренцию на рынке качественной продукции такому производителю крайне неудобно, а значит, он будет демпинговать на дополнительном функционале своего изделия. На чем же конкретно экономит производитель телевизора? Очень просто: на дорогих электронных компонентах конвертации аудио/видео сигналов из цифрового формата в аналоговый, на системах повышения разрешения сигналов (различных типах AV апскейлеров), на отсутствии оперативной памяти, на качестве аудиокомпонентов и, разумеется, мощностях усилителя и встроенных динамиков. На самом же деле 80%, а иногда и больше себестоимости телевизора составляют именно технологии отображения, все остальное – это приманка для тех клиентов, которые готовы ее проглотить. Стратегия безупречна: с одной стороны, вы цепляете клиента, согласного довольствоваться имитацией дополнительных функций, с другой стороны, клиент, который привык вкладываться в основной функционал – хороший проигрыватель и акустическую систему к телевизору – все равно совершит покупку.
Развивая эту тему, можно было бы приложить целый ворох измерений и технических данных, но уверяю вас, качество всегда будет на стороне компонентных систем, а не систем «все в одном флаконе». Проще говоря, потребитель просто должен выбрать для себя что он хочет: получить настоящий и качественный функционал, или он готов довольствоваться его имитацией. Каждый из нас делает этот выбор при покупке мобильного телефона, автомобиля, одежды и пр. Почему же не делать того же при покупке домашней электроники?
Необходимый минимум для акустики – что он собой представляет? Существуют ли стандартные способы расположения аудиоаппаратуры, или все зависит от особенностей конкретного помещения?
Разумеется, принципы размещения акустических систем в помещении есть. Если мы говорим о домашнем кинотеатре, то это, разумеется, многоканальные системы 5.1, 6.1, 7.1 и их более экзотические варианты 7.2, 9.2, 11.1 и пр. Основные геометрические принципы построения многократно описаны в различной литературе и в идеальном варианте выглядят, как показано на иллюстрациях ниже (источник: www.build-home-theater-systems.com)
Рисунок 1. Компоновка системы 5.1
Рисунок 2. Компоновка системы 6.1
Рисунок 3. Компоновка системы 7.1
Но на вид подобные системы не слишком привлекательны: пространство вокруг слушателя сильно загромождено компонентами. Поэтому на практике существует целый ряд решений, позволяющих гармонично вписывать акустические системы в интерьер, а иногда и вовсе делать их невидимыми, полностью сохраняя масштаб и динамику звуковой картины. Подобные решения пользуются большим спросом в квартирах, где пространство очень часто ограничено.
Минимальным же комплектом акустики была и остается стереосистема. Примечательно то, что именно стерео наиболее чувствительно к геометрии и акустике помещения, а также правильному позиционированию акустических систем и слушателя в нем. Поэтому домашний кинотеатр и система для прослушивания музыки, в известном смысле, совершенно разные вещи, и принципы построения у них далеко не всегда одинаковы.
С точки зрения создания хорошей акустики, есть ли какие-то требования к мебели, предметам интерьера – материалам, из которых они сделаны, их расстановке и т.д.? Насколько часто применяются специальные звукоизолирующие и звукопоглощающие материалы, или это касается только наиболее «продвинутых» систем с отдельным помещением, оборудованным под домашний кинозал?
Обеспечение комфортной акустической среды, с инженерной точки зрения, крайне важный момент. Ведь мы слышим не звук самой аудио системы, а звук системы в конкретном помещении. И роль помещения подчас настолько велика, что даже очень дорогие компоненты в плохой акустической среде не будут звучать должным образом. На практике мы видим интерес к акустическому оформлению помещений примерно в 50% случаев, и считаем это хорошим результатом, так как большинство клиентов вообще никогда не слышали ни о чем подобном. Такой подход позволяет наиболее полно реализовать потенциал акустической системы, а прирост качества звучания заметен даже неискушенным слушателям.
Лобовым решением здесь конечно можно считать акустические панели, всевозможные типы резонаторов, щиты Бекеши и прочие специальные технические ухищрения. Но из-за довольно специфического внешнего вида все это применимо только в помещениях, отведенных специально под ДК.
Однако не стоит думать, что невозможно обойтись без всех этих приспособлений. При желании можно реализовать вполне приемлемую акустическую среду, комбинируя в определенных пропорциях различные материалы в интерьере. Это совершенно недорого, поскольку в большинстве случаев не требует каких-то специальных комплектующих. Разумеется, делать это нужно со знанием акустических свойств материалов, их геометрии и сочетаний. Мы, например, практикуем акустический расчет, и по его результатам, совместными усилиями инженера и дизайнера, вносим необходимые корректировки. Таким образом, интерьер будет выглядеть столь же хорошо, как хотелось, и при этом будет обеспечен акустический комфорт в помещении.
Важно знать, что помещения с правильной акустикой в принципе располагают к комфортному пребыванию в них, независимо от того, есть в таком помещении аудиосистема или нет.
Спасибо, интересно! Про USb не задумывалась раньше))
вообще-то проекторы JVC с технологией формирования изображения DIL-a не имеют на сегодня конкурентов по качеству изображения и контрасту.Недостижимые знаяения контраста даже для топовых плазм,я уж про ЖКмолчу,у которых сплошные засветы в темноте.Стоят такие проеторы от 140.000 до 800.000,что вполне сопостовимо по цене с очень большим телевизором.А главное преимущество проектора-в том,что человек видит не прямую проекцию как у любого телевизора,а как-бы отраженную,обратную проекцию,что намного полезнее и безопаснее для глаз.К примеру,Солнце мы тоже видим в обратной проекции,а не в прямой.
Единственный минус-покасравнительно небольшой срок службы у ламп проектора,составляющий 3000-5000 часов наработки.При этом,уже появились первые лазерные проекторы с большим сроком службы источника света,но они пока очень дороги,также появились светодиодные источники света в проекторах,но тоже пока уступают по качеству изображения проектору с ртутной лампой.
Автор,написавший статью о домашних кинотеатрах должен-бы знать подобные вещи...
и еще-автор статьи совершенно не в теме,о которой написал.
Плазменный экран обладает меньшей яркостью,чем ЖК (LED-TV и ЖК-это одно и то же,просто раньше ЖК-ТВ подсвечивались ртутными лампами ,установленными позади экрана ТВ,тепеь их сменили светодиодные лампы,потребляющие меньше электроэнергии,и давшие возможность делать корпус ТВ почти с тетрадку толщиной,называют такой ТВ-LED),зато плазма имеет абсолютно недостижимый для любого ЖК контраст.
Контраст-это самый важный показатель формирующий качество картинки именно для домашнего кинотеатра.Если взять плазму и ЖК и включить на них один и тот же сигнал,в котором присутствуют темные счены или черно-белые кадры,то в полумраке иои темноте(как в обычных кинотеатрах)вы увидите у плазмы все цвета и оттенки натуральные,а у ЖК обязательно будет присутствовать засвеченные этими самыми лампами(ртутными или светодиодными) участки изображения,превращающие черный цвет в серо-грязное месиво.
Прекращают же выпуск плазмы по причине низкой рентабельности.Себестоимость выпуска высокая,оборудование на заводах существенно дороже,чем для производства ЖК,да еще и потребляет электроэнергии больше чем ЖК примерно на 50%(технология не позволяет сделать низкое энергопотребление у плазмы).А в свете требований и "плана 20/20/20"(снизить к 20-му году расход электрическтва всеми приборами на планете на 20%)Международной Электротехнической Комиссии производители вынуждены свернуть производство в угоду ширпотребу.
Единственная надежда любителей качественного кино(кроме проекторов)-это новейшая OLED-технология(телевизоры на органических светодиодах).Эта технология объединяет в себе все лучшее от ЖК(высокая яркость и низкое потребление энергии) и от плазмы(бесконечный контраст,натуральность цветов и любые углы обзора).Но-пока такие ТВ о-о-очень дороги и имеют сравнительно небольшой срок службы.
Разработка лазерных ТВ(разработка концерна Mitsubishi) полностью прекращена,несмотря даже на то,что в Америке первые лазерные ТВ даже продавать все же начали...
Вообщем,статью надо было писать мне.Уж очень непрофессионально все тут написано.
Вообще, интересно, я бы подробнее почитала, не совсем понятно мне как человеку рядовому, что такое OLED-технология и т.д.
А вы думаете,что здесь про акустику все хорошо написано? Тут я уж комментировать вообще не стал,когда увидел рисунки с расстановкой мебели.Кратко говоря-кресла,"присобаченные"по-бокам дивана и расстановка окружающих колонок вокруг мест просмотра-это мега-непрофессиональная схема расстановки.Акустическая обработка для домашнего кинотеатра может стоить в разы дороже аппаратуры,установленной в этом помещении.Настоящий домашний кинотеатр развлечение для очень состоятельных синьоров и синьор.
Про OLED можно почитать на технических форумах.Пока массово эти ТВ производить никто не начал,при том,что первый в мире поступивший в продажу OLED-ТВ был производства японской Sony.Экранчик у этого ТВ был с ноутбук размером,а первоначальная цена что-то около 5000$.
мелкосерийно делают LG и Samsung,причём технология производства самого OLED-дисплея у обоих фирм совершенно разная.
Телевизор с диагональю экрана 55"(140 см,что для дом.к-ра считается очень мало) продается сейчас за 300.000 руб.,что в 2-3 раза дороже хорошего проектора и экрана к нему.
Ближайшие 3-4года можно ждать каких-то подвижек,как по увеличению выпуска(в гонку вот-вот должны вступить японские компании,осторожнячившие до этого),так и по снижению ценников.