Мультимедийные сети и домашние кинотеатры стали частью нашей жизни. Это многогранная и сложная тема, поэтому сегодня мы лишь вкратце расскажем об особенностях этих систем. Что такое домашний кинотеатр...

Мультимедийные сети и домашние кинотеатры стали частью нашей жизни. Это многогранная и сложная тема, поэтому сегодня мы лишь вкратце расскажем об особенностях этих систем.

Что такое домашний кинотеатр и домашняя мультимедийная система? Из чего состоит эта система, какие из устройств являются обязательными и какие дополнительными?

Подобно тому, как тяжело определить границы функционала современного мобильного телефона, сложно определить и границы функционала того, что мы называем домашней мультимедийной системой. Вы можете смотреть кино, слушать музыку, выходить в интернет, оперировать данными своей домашней компьютерной сети и всех мобильных устройств в доме, общаться в мессенджерах или Skype, смотреть фото, работать с документами и даже получать сводки с бирж. Все что угодно. Притом делать это можно в нескольких помещениях независимо, управляя всей техникой с собственного смартфона.

Разумеется, мы не говорим, что мультимедийной сетью можно заменить систему умного дома, вовсе нет. Она не сможет раздавать сигналы климатическим установкам, котлам, системам безопасности и энергоснабжения, воротам и пр. И уж тем более не сможет собрать с них данные и нужным образом их интерпретировать. Но эта технология вполне способна сделать быт существенно увлекательнее и удобнее, а благодаря эластичной ценовой палитре решений она вполне доступна широкому кругу потребителей.

Так сложилось, что домашний кинотеатр (далее ДК) зачастую становится центром гостиной и лицом такой домашней мультимедийной системы. Оттого и внимание потребителей, в основном, сфокусировано именно на этом компоненте. Но, как мы уже упомянули, границы функционала современной техники настолько размыты, что невозможно определенно сказать: это - аудио система, это - телевизор, а это - компьютер. Домашняя мультимедийная система есть симбиоз различных по своей сути электронных приборов, а их взаимодействие - это настоящее и будущее, которое незаметно вошло в наш быт, и изменить этот тренд уже нельзя. Пожалуй, благодаря этому наша компания, начав, по сути, с установки hi-fi/hi-end аудио/видео техники, сегодня глубоко погружена в IP технологии, создание малых локальных Ethernet сетей и пр.

фото:Мультимедиа и домашний кинотеатр: с чего начать?

С чего начинается создание проекта, и на каком этапе он должен разрабатываться: до начала ремонта, или мультимедиа систему можно внедрить уже после того, как основные отделочные работы закончены? Можно ли уйти от проводных технологий?

На нашем рынке все и всегда начинается с клиента. Перед тем как определить, какие компоненты будут входить в систему, необходимо выяснить, что клиент хочет получить в принципе. Важно все: функционал, внешний вид, степень интеграции в систему управления, иногда личные предпочтения в брэндах и т.д. Эта, казалось бы, простая задача никогда не решается быстро, поэтому работу специалиста тут нельзя недооценивать. Большинство по-настоящему качественной техники невозможно увидеть на прилавках крупных ритейлеров электроники и еще сложнее превратить набор такого оборудования в слаженную и надежно функционирующую систему.

После того как основной функционал определен, разрабатывается топология будущей мультимедийной системы и проект слаботочных сетей, который позже должен пройти согласование в эксплуатирующей организации или архитектурном бюро. Вполне очевидно, что делать это все нужно на самых ранних стадиях ремонта или строительства, так как слаботочные сети, наравне с силовыми, закладываются в стяжки пола и стены.

Миф же о том, что можно все передавать посредством беспроводных технологий – к сожалению, только миф. Да, эти технологии в некотором объеме позволяют уйти от проводных соединений, но здесь есть существенные ограничения по качеству передаваемого контента. Современные форматы высокого разрешения аудио/видео настолько объемны, что ни один бытовой прибор беспроводной передачи данных просто не в состоянии корректно транслировать такой поток данных в секунду. Появление же в нашей жизни таких форматов как 3D и 4К, а в будущем и их синтеза, вообще ставит под сомнение саму идею «воздушной» передачи данных. Возможно, это когда-нибудь изменится, но сегодня таких технологий на широком рынке нет.

Поэтому мы устанавливаем проводные системы: это на 100% надежно и полностью отвечает самым современным требованиям к качественной передаче контента.

фото:Мультимедиа и домашний кинотеатр: с чего начать?

В наше время, с учетом всех технических достижений последнего времени, какие устройства наиболее часто становятся базой для домашнего кинотеатра: телевизоры ЖК, плазменные панели или проекторы? Какие преимущества и недостатки есть у каждого из этих вариантов?

Действительно, на рынке существует несколько конкурирующих технологий, и каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Например, плазменные панели значительно выигрывают в цветопередаче, яркости и контрасте, но в тоже время недолговечны и имеют определенную специфику в эксплуатации (требования к установке, нежелательны статичные картинки и т.п.). Возможно, благодаря именно невысоким потребительским свойствам мы и наблюдаем закат эры «плазменной» технологии.

ЖК-панели, напротив, не обладают таким большим запасом цветов, и значения динамического контраста у них чуть ниже, чем у плазменных панелей. Но они долговечны, потребляют значительно меньше энергии, не имеют жестких ограничений в установке и гораздо компактнее, чем плазменные. Поскольку достаточно высокое качество картинки сочетается с высокими потребительскими свойствами, а стоимость квадратного дюйма изображения сравнительно невелика, ЖК-технологии наиболее популярны в настоящее время.

В будущем мы надеемся увидеть развитие технологии лазерных экранов, которая потенциально способна превзойти по качеству картинки плазменные панели.

Проекторы — это немного другое. Основное преимущество здесь – большие диагонали при сравнительно высоком качестве изображения. Цветопередача проекционных систем, как правило, сопоставима с ЖК-дисплеями, а вот значения контраста значительно ниже. Важной особенностью этой технологии можно считать зависимость всех важнейших характеристик изображения от общей освещенности в помещении. По потребительским же свойствам проекционные системы хоть и не так прихотливы, но требуют периодического обслуживания. К тому же, при создании такой системы следует обратить особое внимание на организацию питания проектора.

Наша компания в большинстве случаев работает на рынке обустройства городской недвижимости, и в квартирах клиенты предпочитают использовать для ДК зону гостиной. Здесь сложившимся трендом можно считать ЖК телевизоры с диагоналями 50-75”. В загородных домах, как правило, под ДК отводят отдельное помещение, где есть возможность использовать диагонали экранов до 154”, поэтому в данном сегменте проекторы не имеют конкурентов.

Сейчас почти у каждого телевизора есть usb-выход, к которым можно свободно подключить флешку или жёсткий диск. Тогда зачем нужна система, чем она лучше?

Ответ на этот вопрос стал бы хорошей темой для отдельной статьи, здесь же обсудим это в общих чертах.

Разъем USB – всего лишь дополнительная возможность оперировать контентом с переносного накопителя. Разница же, о которой идет речь, лежит принципиально в другой плоскости - в корректном преобразовании этого контента в видео- и аудиосигналы.

Дело в том, что любой производитель телевизора борется за своего покупателя по всем законам рынка. Известным маркетинговым ходом является предоставление потенциальному клиенту дополнительных функций (добавленной ценности) якобы бесплатно. Вспомните «магазин на диване», у этих ребят весь маркетинг построен на этом. В нашем примере производитель телевизора намекает клиенту: «Тебе больше не нужно тратить деньги на покупку проигрывателя, просто вставь переносной диск и смотри все, что хочешь». Но правда в том, что это лишь имитация полезной функции, ведь в противном случае такая бизнес модель не может быть дееспособной. Вступать в конкуренцию на рынке качественной продукции такому производителю крайне неудобно, а значит, он будет демпинговать на дополнительном функционале своего изделия. На чем же конкретно экономит производитель телевизора? Очень просто: на дорогих электронных компонентах конвертации аудио/видео сигналов из цифрового формата в аналоговый, на системах повышения разрешения сигналов (различных типах AV апскейлеров), на отсутствии оперативной памяти, на качестве аудиокомпонентов и, разумеется, мощностях усилителя и встроенных динамиков. На самом же деле 80%, а иногда и больше себестоимости телевизора составляют именно технологии отображения, все остальное – это приманка для тех клиентов, которые готовы ее проглотить. Стратегия безупречна: с одной стороны, вы цепляете клиента, согласного довольствоваться имитацией дополнительных функций, с другой стороны, клиент, который привык вкладываться в основной функционал – хороший проигрыватель и акустическую систему к телевизору – все равно совершит покупку.

Развивая эту тему, можно было бы приложить целый ворох измерений и технических данных, но уверяю вас, качество всегда будет на стороне компонентных систем, а не систем «все в одном флаконе». Проще говоря, потребитель просто должен выбрать для себя что он хочет: получить настоящий и качественный функционал, или он готов довольствоваться его имитацией. Каждый из нас делает этот выбор при покупке мобильного телефона, автомобиля, одежды и пр. Почему же не делать того же при покупке домашней электроники?

Необходимый минимум для акустики – что он собой представляет? Существуют ли стандартные способы расположения аудиоаппаратуры, или все зависит от особенностей конкретного помещения?

Разумеется, принципы размещения акустических систем в помещении есть. Если мы говорим о домашнем кинотеатре, то это, разумеется, многоканальные системы 5.1, 6.1, 7.1 и их более экзотические варианты 7.2, 9.2, 11.1 и пр. Основные геометрические принципы построения многократно описаны в различной литературе и в идеальном варианте выглядят, как показано на иллюстрациях ниже (источник: www.build-home-theater-systems.com)

фото:Мультимедиа и домашний кинотеатр: с чего начать?

Рисунок 1. Компоновка системы 5.1

фото:Мультимедиа и домашний кинотеатр: с чего начать?

Рисунок 2. Компоновка системы 6.1

фото:Мультимедиа и домашний кинотеатр: с чего начать?

Рисунок 3. Компоновка системы 7.1

Но на вид подобные системы не слишком привлекательны: пространство вокруг слушателя сильно загромождено компонентами. Поэтому на практике существует целый ряд решений, позволяющих гармонично вписывать акустические системы в интерьер, а иногда и вовсе делать их невидимыми, полностью сохраняя масштаб и динамику звуковой картины. Подобные решения пользуются большим спросом в квартирах, где пространство очень часто ограничено.

Минимальным же комплектом акустики была и остается стереосистема. Примечательно то, что именно стерео наиболее чувствительно к геометрии и акустике помещения, а также правильному позиционированию акустических систем и слушателя в нем. Поэтому домашний кинотеатр и система для прослушивания музыки, в известном смысле, совершенно разные вещи, и принципы построения у них далеко не всегда одинаковы.

фото:Мультимедиа и домашний кинотеатр: с чего начать?

Рисунок 4. Компоновка стерео системы

С точки зрения создания хорошей акустики, есть ли какие-то требования к мебели, предметам интерьера – материалам, из которых они сделаны, их расстановке и т.д.? Насколько часто применяются специальные звукоизолирующие и звукопоглощающие материалы, или это касается только наиболее «продвинутых» систем с отдельным помещением, оборудованным под домашний кинозал?

Обеспечение комфортной акустической среды, с инженерной точки зрения, крайне важный момент. Ведь мы слышим не звук самой аудио системы, а звук системы в конкретном помещении. И роль помещения подчас настолько велика, что даже очень дорогие компоненты в плохой акустической среде не будут звучать должным образом. На практике мы видим интерес к акустическому оформлению помещений примерно в 50% случаев, и считаем это хорошим результатом, так как большинство клиентов вообще никогда не слышали ни о чем подобном. Такой подход позволяет наиболее полно реализовать потенциал акустической системы, а прирост качества звучания заметен даже неискушенным слушателям.

Лобовым решением здесь конечно можно считать акустические панели, всевозможные типы резонаторов, щиты Бекеши и прочие специальные технические ухищрения. Но из-за довольно специфического внешнего вида все это применимо только в помещениях, отведенных специально под ДК.

Однако не стоит думать, что невозможно обойтись без всех этих приспособлений. При желании можно реализовать вполне приемлемую акустическую среду, комбинируя в определенных пропорциях различные материалы в интерьере. Это совершенно недорого, поскольку в большинстве случаев не требует каких-то специальных комплектующих. Разумеется, делать это нужно со знанием акустических свойств материалов, их геометрии и сочетаний. Мы, например, практикуем акустический расчет, и по его результатам, совместными усилиями инженера и дизайнера, вносим необходимые корректировки. Таким образом, интерьер будет выглядеть столь же хорошо, как хотелось, и при этом будет обеспечен акустический комфорт в помещении.

Важно знать, что помещения с правильной акустикой в принципе располагают к комфортному пребыванию в них, независимо от того, есть в таком помещении аудиосистема или нет.