Мультимедиа и домашний кинотеатр: с чего начать?

Мультимедийные сети и домашние кинотеатры стали частью нашей жизни. Это многогранная и сложная тема, поэтому сегодня мы лишь вкратце расскажем об особенностях этих систем.

Что такое домашний кинотеатр и домашняя мультимедийная система? Из чего состоит эта система, какие из устройств являются обязательными и какие дополнительными?

Подобно тому, как тяжело определить границы функционала современного мобильного телефона, сложно определить и границы функционала того, что мы называем домашней мультимедийной системой. Вы можете смотреть кино, слушать музыку, выходить в интернет, оперировать данными своей домашней компьютерной сети и всех мобильных устройств в доме, общаться в мессенджерах или Skype, смотреть фото, работать с документами и даже получать сводки с бирж. Все что угодно. Притом делать это можно в нескольких помещениях независимо, управляя всей техникой с собственного смартфона.

Разумеется, мы не говорим, что мультимедийной сетью можно заменить систему умного дома, вовсе нет. Она не сможет раздавать сигналы климатическим установкам, котлам, системам безопасности и энергоснабжения, воротам и пр. И уж тем более не сможет собрать с них данные и нужным образом их интерпретировать. Но эта технология вполне способна сделать быт существенно увлекательнее и удобнее, а благодаря эластичной ценовой палитре решений она вполне доступна широкому кругу потребителей.

Так сложилось, что домашний кинотеатр (далее ДК) зачастую становится центром гостиной и лицом такой домашней мультимедийной системы. Оттого и внимание потребителей, в основном, сфокусировано именно на этом компоненте. Но, как мы уже упомянули, границы функционала современной техники настолько размыты, что невозможно определенно сказать: это - аудио система, это - телевизор, а это - компьютер. Домашняя мультимедийная система есть симбиоз различных по своей сути электронных приборов, а их взаимодействие - это настоящее и будущее, которое незаметно вошло в наш быт, и изменить этот тренд уже нельзя. Пожалуй, благодаря этому наша компания, начав, по сути, с установки hi-fi/hi-end аудио/видео техники, сегодня глубоко погружена в IP технологии, создание малых локальных Ethernet сетей и пр.


Мультимедиа и домашний кинотеатр: с чего начать?

С чего начинается создание проекта, и на каком этапе он должен разрабатываться: до начала ремонта, или мультимедиа систему можно внедрить уже после того, как основные отделочные работы закончены? Можно ли уйти от проводных технологий?

На нашем рынке все и всегда начинается с клиента. Перед тем как определить, какие компоненты будут входить в систему, необходимо выяснить, что клиент хочет получить в принципе. Важно все: функционал, внешний вид, степень интеграции в систему управления, иногда личные предпочтения в брэндах и т.д. Эта, казалось бы, простая задача никогда не решается быстро, поэтому работу специалиста тут нельзя недооценивать. Большинство по-настоящему качественной техники невозможно увидеть на прилавках крупных ритейлеров электроники и еще сложнее превратить набор такого оборудования в слаженную и надежно функционирующую систему.

После того как основной функционал определен, разрабатывается топология будущей мультимедийной системы и проект слаботочных сетей, который позже должен пройти согласование в эксплуатирующей организации или архитектурном бюро. Вполне очевидно, что делать это все нужно на самых ранних стадиях ремонта или строительства, так как слаботочные сети, наравне с силовыми, закладываются в стяжки пола и стены.

Миф же о том, что можно все передавать посредством беспроводных технологий – к сожалению, только миф. Да, эти технологии в некотором объеме позволяют уйти от проводных соединений, но здесь есть существенные ограничения по качеству передаваемого контента. Современные форматы высокого разрешения аудио/видео настолько объемны, что ни один бытовой прибор беспроводной передачи данных просто не в состоянии корректно транслировать такой поток данных в секунду. Появление же в нашей жизни таких форматов как 3D и 4К, а в будущем и их синтеза, вообще ставит под сомнение саму идею «воздушной» передачи данных. Возможно, это когда-нибудь изменится, но сегодня таких технологий на широком рынке нет.

Поэтому мы устанавливаем проводные системы: это на 100% надежно и полностью отвечает самым современным требованиям к качественной передаче контента.


Мультимедиа и домашний кинотеатр: с чего начать?

В наше время, с учетом всех технических достижений последнего времени, какие устройства наиболее часто становятся базой для домашнего кинотеатра: телевизоры ЖК, плазменные панели или проекторы? Какие преимущества и недостатки есть у каждого из этих вариантов?

Действительно, на рынке существует несколько конкурирующих технологий, и каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Например, плазменные панели значительно выигрывают в цветопередаче, яркости и контрасте, но в тоже время недолговечны и имеют определенную специфику в эксплуатации (требования к установке, нежелательны статичные картинки и т.п.). Возможно, благодаря именно невысоким потребительским свойствам мы и наблюдаем закат эры «плазменной» технологии.

ЖК-панели, напротив, не обладают таким большим запасом цветов, и значения динамического контраста у них чуть ниже, чем у плазменных панелей. Но они долговечны, потребляют значительно меньше энергии, не имеют жестких ограничений в установке и гораздо компактнее, чем плазменные. Поскольку достаточно высокое качество картинки сочетается с высокими потребительскими свойствами, а стоимость квадратного дюйма изображения сравнительно невелика, ЖК-технологии наиболее популярны в настоящее время.

В будущем мы надеемся увидеть развитие технологии лазерных экранов, которая потенциально способна превзойти по качеству картинки плазменные панели.

Проекторы — это немного другое. Основное преимущество здесь – большие диагонали при сравнительно высоком качестве изображения. Цветопередача проекционных систем, как правило, сопоставима с ЖК-дисплеями, а вот значения контраста значительно ниже. Важной особенностью этой технологии можно считать зависимость всех важнейших характеристик изображения от общей освещенности в помещении. По потребительским же свойствам проекционные системы хоть и не так прихотливы, но требуют периодического обслуживания. К тому же, при создании такой системы следует обратить особое внимание на организацию питания проектора.

Наша компания в большинстве случаев работает на рынке обустройства городской недвижимости, и в квартирах клиенты предпочитают использовать для ДК зону гостиной. Здесь сложившимся трендом можно считать ЖК телевизоры с диагоналями 50-75”. В загородных домах, как правило, под ДК отводят отдельное помещение, где есть возможность использовать диагонали экранов до 154”, поэтому в данном сегменте проекторы не имеют конкурентов.

Сейчас почти у каждого телевизора есть usb-выход, к которым можно свободно подключить флешку или жёсткий диск. Тогда зачем нужна система, чем она лучше?

Ответ на этот вопрос стал бы хорошей темой для отдельной статьи, здесь же обсудим это в общих чертах.

Разъем USB – всего лишь дополнительная возможность оперировать контентом с переносного накопителя. Разница же, о которой идет речь, лежит принципиально в другой плоскости - в корректном преобразовании этого контента в видео- и аудиосигналы.

Дело в том, что любой производитель телевизора борется за своего покупателя по всем законам рынка. Известным маркетинговым ходом является предоставление потенциальному клиенту дополнительных функций (добавленной ценности) якобы бесплатно. Вспомните «магазин на диване», у этих ребят весь маркетинг построен на этом. В нашем примере производитель телевизора намекает клиенту: «Тебе больше не нужно тратить деньги на покупку проигрывателя, просто вставь переносной диск и смотри все, что хочешь». Но правда в том, что это лишь имитация полезной функции, ведь в противном случае такая бизнес модель не может быть дееспособной. Вступать в конкуренцию на рынке качественной продукции такому производителю крайне неудобно, а значит, он будет демпинговать на дополнительном функционале своего изделия. На чем же конкретно экономит производитель телевизора? Очень просто: на дорогих электронных компонентах конвертации аудио/видео сигналов из цифрового формата в аналоговый, на системах повышения разрешения сигналов (различных типах AV апскейлеров), на отсутствии оперативной памяти, на качестве аудиокомпонентов и, разумеется, мощностях усилителя и встроенных динамиков. На самом же деле 80%, а иногда и больше себестоимости телевизора составляют именно технологии отображения, все остальное – это приманка для тех клиентов, которые готовы ее проглотить. Стратегия безупречна: с одной стороны, вы цепляете клиента, согласного довольствоваться имитацией дополнительных функций, с другой стороны, клиент, который привык вкладываться в основной функционал – хороший проигрыватель и акустическую систему к телевизору – все равно совершит покупку.

Развивая эту тему, можно было бы приложить целый ворох измерений и технических данных, но уверяю вас, качество всегда будет на стороне компонентных систем, а не систем «все в одном флаконе». Проще говоря, потребитель просто должен выбрать для себя что он хочет: получить настоящий и качественный функционал, или он готов довольствоваться его имитацией. Каждый из нас делает этот выбор при покупке мобильного телефона, автомобиля, одежды и пр. Почему же не делать того же при покупке домашней электроники?

Необходимый минимум для акустики – что он собой представляет? Существуют ли стандартные способы расположения аудиоаппаратуры, или все зависит от особенностей конкретного помещения?

Разумеется, принципы размещения акустических систем в помещении есть. Если мы говорим о домашнем кинотеатре, то это, разумеется, многоканальные системы 5.1, 6.1, 7.1 и их более экзотические варианты 7.2, 9.2, 11.1 и пр. Основные геометрические принципы построения многократно описаны в различной литературе и в идеальном варианте выглядят, как показано на иллюстрациях ниже (источник: www.build-home-theater-systems.com)


Рисунок 1. Компоновка системы 5.1

Рисунок 1. Компоновка системы 5.1


Рисунок 2. Компоновка системы 6.1

Рисунок 2. Компоновка системы 6.1


Рисунок 3. Компоновка системы 7.1

Рисунок 3. Компоновка системы 7.1

Но на вид подобные системы не слишком привлекательны: пространство вокруг слушателя сильно загромождено компонентами. Поэтому на практике существует целый ряд решений, позволяющих гармонично вписывать акустические системы в интерьер, а иногда и вовсе делать их невидимыми, полностью сохраняя масштаб и динамику звуковой картины. Подобные решения пользуются большим спросом в квартирах, где пространство очень часто ограничено.

Минимальным же комплектом акустики была и остается стереосистема. Примечательно то, что именно стерео наиболее чувствительно к геометрии и акустике помещения, а также правильному позиционированию акустических систем и слушателя в нем. Поэтому домашний кинотеатр и система для прослушивания музыки, в известном смысле, совершенно разные вещи, и принципы построения у них далеко не всегда одинаковы.


Рисунок 4. Компоновка стерео системы

Рисунок 4. Компоновка стерео системы

С точки зрения создания хорошей акустики, есть ли какие-то требования к мебели, предметам интерьера – материалам, из которых они сделаны, их расстановке и т.д.? Насколько часто применяются специальные звукоизолирующие и звукопоглощающие материалы, или это касается только наиболее «продвинутых» систем с отдельным помещением, оборудованным под домашний кинозал?

Обеспечение комфортной акустической среды, с инженерной точки зрения, крайне важный момент. Ведь мы слышим не звук самой аудио системы, а звук системы в конкретном помещении. И роль помещения подчас настолько велика, что даже очень дорогие компоненты в плохой акустической среде не будут звучать должным образом. На практике мы видим интерес к акустическому оформлению помещений примерно в 50% случаев, и считаем это хорошим результатом, так как большинство клиентов вообще никогда не слышали ни о чем подобном. Такой подход позволяет наиболее полно реализовать потенциал акустической системы, а прирост качества звучания заметен даже неискушенным слушателям.

Лобовым решением здесь конечно можно считать акустические панели, всевозможные типы резонаторов, щиты Бекеши и прочие специальные технические ухищрения. Но из-за довольно специфического внешнего вида все это применимо только в помещениях, отведенных специально под ДК.

Однако не стоит думать, что невозможно обойтись без всех этих приспособлений. При желании можно реализовать вполне приемлемую акустическую среду, комбинируя в определенных пропорциях различные материалы в интерьере. Это совершенно недорого, поскольку в большинстве случаев не требует каких-то специальных комплектующих. Разумеется, делать это нужно со знанием акустических свойств материалов, их геометрии и сочетаний. Мы, например, практикуем акустический расчет, и по его результатам, совместными усилиями инженера и дизайнера, вносим необходимые корректировки. Таким образом, интерьер будет выглядеть столь же хорошо, как хотелось, и при этом будет обеспечен акустический комфорт в помещении.

Важно знать, что помещения с правильной акустикой в принципе располагают к комфортному пребыванию в них, независимо от того, есть в таком помещении аудиосистема или нет.