Италия, стиль и мода,– для многих эти слова находятся в неразрывной связи друг с другом. Начиная со времен Античности, итальянская архитектура и искусство служили образцом для подражания, и по сей ден...

Италия, стиль и мода,– для многих эти слова находятся в неразрывной связи друг с другом. Начиная со времен Античности, итальянская архитектура и искусство служили образцом для подражания, и по сей день в поисках ответа на вопросы, касающиеся дизайна, люди обращаются к итальянским мастерам.

Каким большинство людей представляет себе итальянский стиль в интерьере? Прежде всего, он ассоциируется с удобством и утонченной роскошью. Классический итальянский интерьер состоит из плавных, причудливо изогнутых линий, изобилует узорами и декоративными элементами, и каждой своей деталью подчеркивает стремление к великолепию, к созданию атмосферы волшебного сада, вознесенного над обычной жизнью.

Однако даже поверхностное знакомство с новинками производителей мебели и предметов интерьера показывает, что итальянский дизайн продолжает меняться и развиваться, трансформируя привычные мотивы. Он может удивить оригинальной подачей классической формы, или внешней лаконичностью, которая, однако, сопряжена с тщательной проработкой деталей, уникальными технологиями обработки, использованием изысканных материалов и фактур. Итальянский минимализм удачно сочетает в себе функциональность со свойственной мастерам этой страны элегантностью исполнения.

Еще одна ипостась итальянского интерьера – это впитавшие в себя солнечное тепло сельские домики на морском побережье. Для их простой и уютной обстановки характерно использование природных материалов – дерева, камня, терракотовой плитки, естественных оттенков и декора ручной работы.

Так что же такое итальянский интерьер, и какой гранью он обернется в следующий раз? Стремятся ли современные дизайнеры и архитекторы воссоздать былую роскошь, и что представляет собой «итальянский стиль» в их понимании? Какими принципами руководствуются они в своей работе?

Мы решили задать эти вопросы тем людям, которые создают внутреннее пространство в итальянских домах. А нашим читателям предлагаем проверить, совпадут ли их ожидания с полученными ответами…

фото:Итальянский стиль: взгляд из Италии

Atelie MARKESE

Что такое итальянский интерьер глазами итальянского дизайнера

Roberta Cento Croce:

Мне нравится думать об итальянском доме как о живом организме, который существует в своей эпохе, устремленной в будущее, но при этом полностью осознает причастность к собственному прошлому.

Сегодня проектирование и дизайн внутренних помещений не может абстрагироваться от того, что мы живем в глобализованном мире, в котором смешиваются вкусы и культуры, порождая новые оригинальные формы. В эту устремленную в завтрашний день действительность входят и новые эстетические каноны, и авангардное проектирование, которые в свою очередь способствуют внедрению инновационных материалов, энергосберегающих решений, направленных на безопасность и оптимизацию функциональности дома.

фото:Итальянский стиль: взгляд из Италии

Арихитектор Roberta Cento Croce

Но наше культурное наследие настолько сильно, что, наверное, нет ни одной студии дизайна интерьера, которая не учитывала бы путь, пройденный нашими предками. Классическая архитектура и дизайн со своими строгими определенными рамками присутствуют даже тогда, когда мы работаем над самыми современными проектами. Эстетико-формальные аспекты проектирования учитывают пропорции и гармонию цветов, или, наоборот, обыгрывают диспропорцию и цветовые контрасты. Независимо от подхода, мы всегда осознаем жесткие культурные рамки, создававшиеся веками.

Поэтому, наверное, правильнее говорить об «итальянском вкусе», а не об «итальянском стиле». И необходимо быть очень внимательным, чтобы не стать жертвой стереотипов.

фото:Итальянский стиль: взгляд из Италии

Atelie MARKESE

Elio Markese:

Cуществует ли итальянский стиль в архитектуре и дизайне внутренних помещений? Это сложный вопрос. С одной стороны, очевидно, что существует итальянская архитектура, с которой весь мир берет пример, начиная с эпохи Древнего Рима, Средневековья, Возрождения и далее, через период барокко, неоклассицизма, вплоть до итальянского рационализма.

Но, с моей скромной точки зрения, если мы хотим правильно осуществить архитектурный и дизайнерский проект, нам необходимо учитывать несколько параметров. Один из них - это географическое расположение места (гора, холм, море), геологическое строение земляного участка и т.п. Например, не стоит строить очень высокие дома на земельном участке, спускающемся террасами к морю. В этом случае лучше подойдет ступенчатый дом в несколько этажей, в котором можно сделать несколько независимых входов, а, может, даже висячие сады. Если мы в горах, нельзя забывать о влиянии снега, а если на море – о ветрах.

Поэтому, мне кажется, сегодня сложно говорить о существовании итальянского, французского или немецкого стиля. Мы можем лишь оценить, правильно ли вписан дом в окружающий его пейзаж.

фото:Итальянский стиль: взгляд из Италии

Atelie MARKESE

Giocchino Alvente:

Итальянский стиль существует в запросах наших зарубежных клиентов. Мы всегда стараемся понять, что ближе нашему заказчику. Было бы большой ошибкой запереть 2000 лет истории дизайна интерьера в одном прилагательном «итальянский». Различия между стилями эпохи Возрождения, барокко, неоклассикой и либерти огромны. Необходимо выбрать верное направление в проектировании и оставаться последовательными и логичными. Очень часто мы вынуждены сталкиваться с «лоскутным одеялом» из стилей, что, естественно, приводит к странному результату.

фото:Итальянский стиль: взгляд из Италии

Архитектор Giocchino Alvente

фото:Итальянский стиль: взгляд из Италии

Архитектор Giocchino Alvente

Alessandro Ormas:

В последние годы архитектура и дизайн внутренних помещений переживают глубокие изменения, находясь «в поисках себя». Мы живем в эпоху, когда СМИ и социальные сети стали важной частью повседневной жизни, а «загрязнение», то есть смешение стилей, стало парадигмой и архитектурной особенностью. Поэтому говорить о «стиле» как о системе обязательных правил архитектуры означает отказаться от индивидуального творчества дизайнера.

Характеристика, которая с моей точки зрения остается самой важной при создании проектов, - это равновесие. Мы стараемся быть посредниками между требованиями заказчика и потребностями пространства, для которого создается проект, делая все возможное, чтобы как можно более «соответствовать», говоря словами великого австрийского архитектора Адольфа Лооса.

фото:Итальянский стиль: взгляд из Италии

На мой взгляд, главное, чтобы спроектированное пространство было уравновешенным, легким и функциональным, и чтобы в нем царил свет, как натуральный, так и искусственный. Архитектурные объемы и элементы обстановки должны вступать в естественный диалог, а также большое значение следует уделять «апертуре» (открытию), оставляя пространство по возможности свободным и наполненным воздухом.

Необходимы простые, ясные, чистые линии, чтобы в дом можно было привнести элементы различных стилей, от минимализма до винтажа и классики. Например, в доме, выполненном в классическом стиле, можно сделать наливные полы, чтобы подчеркнуть и выделить классические элементы: двери с двойными створками, старинную фурнитуру и элементы украшений на потолке. В то же самое время пространство, выполненное в минималистическом стиле, может стать более уютным благодаря паркетному полу.

фото:Итальянский стиль: взгляд из Италии

Арихитектор Roberta Cento Croce

Что сейчас в моде у итальянских заказчиков?

Giocchino Alvente:

Сейчас популярен стиль «шебби-шик», в котором по-новому используют «старые» предметы интерьера, противопоставляя их классическому или минималистическому окружению. Эти напоминания о «золотой эпохе» итальянского дизайна (60-х и 70-х гг.) извлечены из привычного контекста и внедрены в окружение, которое подчеркивает их ценность. Снова становятся модными обои, которые до недавнего времени были в опале, а сейчас снова массово используются в проектах.

Многое зависит от заказчика и от вида вмешательства. В новых постройках состоятельные клиенты предпочитают современный дизайн или «интернациональный» стиль. Из-за обилия в Италии старинных домов классический дизайн в новом помещении бывает востребован крайне редко.

Выбор стиля меняется, когда мы говорим о реконструкции и капитальном ремонте. Бывает, что в историческом окружении, клиент предпочитает сохранить классический стиль, логично связанный с объектом. Иногда при ремонте исторических зданий специально создается противопоставление: подчеркиваются исторические выразительные элементы эпохи, к которой относится здание, и соединяются с современными материалами и объектами в стиле хай-тек.

Минимализм в Италии - это синоним роскоши и богатства. Потребителей очаровывает этот стиль, который воспринимается как экзотика.

фото:Итальянский стиль: взгляд из Италии

Архитектор Giocchino Alvente

Roberta Cento Croce

Сегодня многих привлекают исследования в области энергосберегающих технологий и экологических материалов; повышение ценности функциональных и технических аспектов дома, особенно в таких помещениях, как санузлы и кухня, которые всегда требуют индивидуального подхода; применение материалов нового поколения.

Если говорить о стиле, сегодня роскошь идет дальше изысканности материалов и сложности их изготовления, как было раньше. Очевидно, что современные технологии помогают создать комфортную среду для жизни. По-моему, современные итальянцы предпочитают жить в доме с продуманным, современным, узнаваемым стилем, где мебель подчеркивает ценность строения. В доме, который сохранит эстетическую значимость с течением времени, в доме, который воплощает культурную и эмоциональную эстетику своей эпохи, оставаясь при этом вечно молодым.

фото:Итальянский стиль: взгляд из Италии

Архитектор Alessandro Ormas

Alessandro Ormas:

В крупных городах, как Милан, роскошь прошлого уступает место более строгим, но от этого не менее богатым пространствам, требующим проработанных проектов. Отсутствие избыточных деталей и чрезмерных декоративных элементов воспринимается как утонченность и чистота. Что же касается маленьких поселков, там необходимо сохранить неизменными характеристики места и строений, поэтому предпочтение часто отдается традиционным местным материалам. Проект должен стать гармоничной частью окружения и ему соответствовать.

фото:Итальянский стиль: взгляд из Италии

Atelie MARKESE

Как строится взаимодействие между архитектором/дизайнером и клиентами?

Elio Markese:

Мой девиз - всегда создавать дом для клиентов, а не каждый раз - свой собственный. Поэтому в одних моих проектах есть элементы классического стиля, в других - минималистического, ироничного, дзен… В Италии и других странах я разрабатывал дизайн помещений настолько отличающихся, как будто ими занимались разные люди, - на самом деле они были сделаны одним специалистом, но для представителей различных культур.

Что касается стилей, я считаю, не следует слишком увлекаться тем, что модно в данный момент, поскольку сегодня все меняется очень быстро, а дом - это не элемент одежды, которую можно постоянно менять. Жилище - это наша третья кожа, и именно поэтому при его создании необходимо учитывать определенные правила, превосходящие поверхностный чисто эстетический выбор.

фото:Итальянский стиль: взгляд из Италии

Архитектор Antonio Brizzi

Antonio Brizzi:

Во взаимоотношениях с моими клиентами я всегда пытаюсь создать уравновешенную ситуацию, но почти никогда не принимаю категорических предписаний и навязывания клиентом своих вкусов или предпочтений. Это мои идеи, мой стиль, мой выбор выразительных средств. Мои работы можно узнать. Это я оставляю следы и отпечатки моего вкуса и моих мыслей в архитектуре.

фото:Итальянский стиль: взгляд из Италии

Архитектор Antonio Brizzi

фото:Итальянский стиль: взгляд из Италии

Архитектор Antonio Brizzi

Roberta Cento Croce:

Вполне возможно, что вкусы заказчика и склонности дизайнера - архитектора не совпадают, или даже противоречат друг другу. Но задача создателя проекта в том, чтобы удовлетворить потребности клиента, отождествляя себя с его видением дома. В конечном итоге, тот, кто «командует», - это сам дом, поэтому обычно дизайнер и заказчик вместе ищут оптимальные функциональные и эстетические пути решения задачи.

Очень редко клиент дает дизайнеру «карт бланш», и когда это происходит, проект не приносит особого удовлетворения. Радость дизайнера-архитектора происходит от того, что ты вдохнул жизнь в творение, которое не только обладает собственным характером и уникальностью, но и несет отпечаток требований клиента. Таким образом, очень часто, начиная работать над обычным проектом дома для заказчика, заканчиваешь работу, осуществляя мечту друга.

фото:Итальянский стиль: взгляд из Италии

Atelie MARKESE

____________________________________

Редакция сайта благодарит всех специалистов, принявших участие в подготовке статьи:

Alessandro Ormas (Алессандро Ормас), Милан. Архитектор, работает в студии Interior Design Milano

Antonio Brizzi (Антонио Брицци), архитектор из Милана. Компания Brizzi+Riefenstahl

Giocchino Alvente (Джиоккино Алвенте), архитектор из Турина. Компания Studio Alvente

Roberta Cento Croce (Роберта Ченто Кроче), архитектор и проектировщик из Бордигеры. Реализует свои проекты в Италии, в том числе работала с несколькими заказчиками из России.

Elio Marchese (Элио Маркезе), архитектор, скульптор, сценограф, руководитель студии Atelie MARKESE . Живет в Сан Ремо, работает в разных регионах Италии, выполнял зарубежные проекты. E-mail markese(a)libero.it